ИЗБА ИГАШЕВА
В 45 км от г. Перми, возле села Хохловка, на живописном высоком мысу, с трех сторон омываемом водами Камского водохранилища, расположен причудливый деревянный городок – это Пермский архитектурно-этнографический музей-заповедник под открытым небом. Здесь, на площади в 42 гектара, перед посетителями предстают 19 памятников деревянной архитектуры Пермской области конца XVII - начала XX вв. Во многих из них размещаются интерьеры и
выставки, создаваемые научными сотрудниками музея.
ЦЕРКОВЬ БОГОРОДИЦКАЯ. 1694 г
из с. Тохтарёво Суксунского района
Замечательный образец строительного искусства, редкий памятник русского деревянного зодчества конца XVII в. Располагалась в церковном комплексе (две церкви и колокольня между ними) на берегу Сылвы, в древнем селе Тохтарёво. "Жемчужина прикамского деревянного зодчества", "памятник, покоряющий своей простотой и изяществом", - какими только эпитетами не награждают специалисты и экскурсоводы эту пострПо типу церковь принадлежит к древнейшим клетским храмам, имеет алтарь, трапезную и паперть. Пятистенный алтарь перекрыт бочкой, над которой размещается главка. Главы (центральная и алтарная) и бочка крыты деревянной черепицей-лемехом. Церковь двухэтажная. Подклет весьма вместительный - высота его более трех метров - служил для хранения зерна, сельскохозяйственных орудий труда, даров церкви. На втором этаже проходила служба.
Обмер памятника выполнен архитектором ВПНРК В.А. Рябовым в 1973 г, им же выполнен проект реставрации.
Богородицкая церковь была перевезена на территорию музея и отреставрирована в 1980 -1981 гг. Работы вела опытная бригада плотников-реставраторов под руководством А.Ш. Асылова, которая восстанавливала многие памятники на территории музея. В процессе сборки и реставрации первоначальный проект был скорректирован в Пермской СНРПМ архитектором Г.Л. Кацко.
Внутреннее убранство церкви чрезвычайно простое: скромные лавки, небольшой помост - солея для службы. Иконостас не дошел до наших дней. Сравнительно большое пространство трапезной и храмовой части позволяет открывать здесь интересные выставки, среди которых наиболее известны: "Деревянная архитектура Прикамья" (автор Л.М. Вахрушева, художник Е.Д. Шелонников), "Поддужные колокольчики XIX-начала XX в." (авторы А. . Кожевников, В.А. Горяева, художник Е.Д. Шелонников), "Игрушка народов СССР" (авторы А.В. Кожевников, Л.В. Агафонова, художник Т.И. Зенкова) и др.
ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ. 1707 г.
из с. Янидор Чердынского района
В 1985 году на территории музея был восстановлен уникальный памятник деревянного зодчества - церковь Преображения из с. Янидор Чердынского района (1702). Автор проекта реставрации - архитектор Б.А. Побоженко, который был среди тех, кто разбирал памятник в Янидоре, маркировал бревна, а затем собирал его на берегу Камского залива вместе с бригадой плотников-реставраторов во главе с В.Н. Русских.
Ещё в 1956 г. памятник был обмерен и обследован архитектором Б.В. Гнедовским.
Церковь вознесена на высокий подклет - хозяйственный этаж, в котором по рассказам старожилов, ещё в прошлом веке хранили пушнину. Церковь Преображения - тип клетского храма "кораблем", т. е. все три части ее вытянуты в одну линию (высота храма 2,3 м). В центре-четверик. Совершенно необычно завершается центральная часть памятника: на клинчатой кровле - крещатая бочка с главой - единственный пример в русской деревянной архитектуре, сохранившийся до нашего времени. Это чрезвычайно сложная конструкция, требовавшая от мастеров необыкновенно точной разметки. С востока прирублен алтарь, с запада -трапезная.
Стены сложены из отборного кондового леса. Брёвна тщательно пригнаны друг к другу, поэтому ни мох, ни другой утеплитель не требовались. Огромные, в обхват толщиной стволы переплетены чисто и тонко. Строители постепенным выпуском брёвен уширили верхнюю часть сруба. Получились повалы, которые зрительно поддерживают кровлю, создают впечатление устойчивости и равновесия. Лёгкие части постройки - главы, бочки - покрыты деревянной чешуёй - лемехом. Материалом для лемеха служила свежесрубленная осина. Со временем, высушенный солнцем и ветром, лемех приобретал серебристый оттенок.
Очень интересен интерьер церкви - великолепный портал ведёт из галереи в трапезную, потолки из толстых плах, добротные пристенные скамьи, резные косяки, алтарные преграды.
Церковь срублена без единого гвоздя (прибиты только лемешинки), всё держится при помощи пазов и врубок.
СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ. XVII в.
из с. Торговище Суксунского района.
Первый памятник перевезённый в Музей "Хохловка" - сторожевая башня из с. Торговище Суксунcкого района (XVII век, копия 1905 год) входившая в состав Торговищенского острожка располагавшегося на водном пути - реке Сылве, вблизи Сибирской дороги. Рубленный в 60-е годы XVII в., острожек служил опорным пунктом против набегов местных племён. Острожек был окопан рвом и обнесён частоколом с восьмью сторожевыми башнями. Центральная проезжая башня, по словам старожилов, имела ворота, которые закрывались на огромные замки, из-за чего село было прозвано "Торговище - запёртые ворота". В народе эта башня была прозвана "пугачевской" - один из пугачёвских отрядов осадил острожек и сжег его, но проезжая башня уцелела и была перенесена на новое место. Но в 1899 г. башня сгорела во время пожара и крестьяне в 1905 г. восстановили её своими силами.
В музей "Хохловка", сторожевая башня стала первым памятником, реставрированным на его территории (1972 г.). Автор проекта реставрации - архитектор Г.Д. Канторович.
Башня имеет в основании четверик, рубленный из кондового леса. С северной стороны верхняя часть четверика нависает над нижней. Через образовавшиеся между ними отверстия защитники крепости кидали в нападающих камни, лили кипящую смолу. Из четырёхскатной крыши вырастает восьмерик с окнами на все стороны горизонта, увенчанный шатром. Первоначально шатёр и четверик были крыты "красным" тёсом (из хвойных пород дерева).
Наверху размещалась дозорная вышка ("смотрельня"), крытая небольшим шатром. На вышку внутри башни вела широкая с перилами лестница. Венчал башню резной деревянный двуглавый орёл.
Памятником деревянного оборонного зодчества интересовались многие известные исследователи древнерусской архитектуры. Впервые сторожевую башню описал в 1838 году А.Г. Глаголев в "Кратком обозрении древних русских зданий и других отечественных памятников". Позже о ней писали В.П. Поляков и М.Н. Красовский. Её фотография опубликована И.Э. Грабарем в "Истории русского искусства".
КОЛОКОЛЬНЯ. 1781 г.
из д. Сыра Суксунского района.
Единственная сохранившаяся на территории Пермской области деревянная шатровая колокольня. Рублена способом "в лапу" восьмериком прямо от земли. Над восьмериком - звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, крутой, высокий, с резными полицами, наверху - барабан и луковичная главка, крытая серебристыми лемешинками - чешуйками. В 1972 - 1974 г г. перевезена и восстановлена на территории музея.
Автор проекта реставрации архитектор Г. Д. Канторович
.
ИЗБА КУДЫМОВА. XVIII в.
из д. Яшкино Юсьвенского района.
Коми-пермяцкая изба "керку" Пав ена на территории музея "Хохловка" в 1974-1975 гг.
Авторы проекта реставрации Г.Л. Кацко и Т.К. Муксимов.
Авторы интерьера научные сотрудники музея Н.П. Заякина и К.М. Соболева, художник Е.Д. Шелонников.
Высоко поднятые над землей окошки, вместительный подклет - все приспособлено для жизни и хозяйствования большой семьи в условиях севера. Такие избы рубили обычно в "помочь", созывая родственников и соседей. Большого мастерства требовало сооружение крыши: собирали ее без единого гвоздя. Тесины кровли одним концом упирались в выдолбленные желоба-потоки, поддерживаемые крюками - "курицами"; в желоба стекала с крыши талая и дождевая вода. Вверху тесины забирались под массивное бревно - "охлупень". Он был замком всей конструкции, под его тяжестью удерживались тесины; берестяная' прокладка под стыками тесин предохраняла крышу от протекания.
Наряд избы прост, даже суров, лишен декоративного убранства. В избе нет перегородок, отдельных комнат. Здесь и кухня, и передний красный угол, и прихожая - подпорожье. Поражает высота бревенчатого потолка (высота от пола 3,3 м). Вероятно, изба раньше была курной, т. е. топилась "по черному". Позднее поставили белую глинобитную печь. Она занимает почти четвертую часть объема избы. Площадь избы невелика, около 25 м2. Однако здесь жила большая семья - более десяти человек, и у всех было свое место во время работы, обеда, сна...
В избе создан интерьер крестьянской избы: стол, покрыт скатертью, на нем - долбленая чашка, солоничка - уточка, ложки. Рядом зыбка на березовом шесте. Тут же светец, разноцветные пояса-опояски, кушаки. Большое место на полках и лавках занимает кухонная утварь. Вся крестьянская утварь, разместившаяся по лавкам и полкам относится к концу XIX - началу XX вв. Она была собрана в деревнях Юсьвннского района, из которого вывезена изба П.И. Кудымова, а также в Косинском, Кудымкарском районах Коми-Пермяцкого автономного округа.
В состав коми-пермяцкой усадьбы П.И. Кудымова, кроме избы, входят амбар, ледник, баня, изгородь, ворота.
ГУМНО С ОВИНОМ. 1920 г.
из с. Ошиб Кудымкарского района.
Гумно с овином из с. Ошиб были совмещены в одном помещении - большом бревенчатом сарае, построенном по типу забирки. Для прохода и проезда на гумно в стенах во всю их высоту сделаны большие одностворчатые ворота.
Ямный овин находится внутри гумна и состоит из ямника и "садила" - сруба, рубленного в обло с остатком.
В 1978 году овин был снесён, а в 1981 году восстановлен на территории музея.
Авторы проекта реставрации архитекторы В.Ф. Шадрин и В.Н. Муксимов.
Эта типичная хозяйственная постройка для сушки снопов, их обмолота и веяния. Располагаемая внутри экспозиция построена на подлинных материалах фондовых коллекций областного музея и филиала "Хохловка". Интерьер и выставки последовательно раскрывают главные этапы обработки зерна. Автор интерьера Л.М. Вахрушева, художник Ю.А. Новиньков.
ПОЖАРНОЕ ДЕПО. 1930-е гг.
из д. Скобелевка Пермского района.
Построено в 30-е годы XX века на окраине д. Скобелевка, что в 6 км от музея. Это типичная для сел Южного Прикамья общественная постройка первой трети XX века. В 1976-77 гг. перевезено и восстановлено на территории музея. Автор проекта реставрации архитектор В.Ф. Шардин.
По своей конструкции пожарное депо повторяет традиционные постройки подобного назначения, созданные в XIX в. Прямоугольное в плане здание с выступом с юго-запада, перекрыто двускатной тесовой кровлей. К нему примыкают служебные помещения-конюшни, комната для пожарного расчета. На уложенные в стены балки опираются столбы дозорной вышки - смотрильни, где под низеньким шатром висит небольшой колокол. Внутри депо оборудована выставка "Интерьер сельского пожарного депо" (авторы К.В. Грачев, К.М. Соболева, художник Е.Д. Шелонников).
Материалы для экспозиции собраны сотрудниками музея в Пермском, Оханском, Соликамском, Чусовском районах области.
Представленные экспонаты позволяют посетителям познакомиться с историей сельской пожарной охраны в нашем крае в конце XIX-первой четверти XX вв. Крестьянство Пермской губернии несло от пожаров большие убытки, составлявшие в конце XIX века в среднем 1,5 млн. рублей в год. Борьба с пожарами была насущной необходимостью. В середине 90-х годов XIX века пермское земство приступило к созданию пожарных дружин в селах губернии и снабжению их пожарным инвентарем.
В 1906 г. такая сельская пожарная дружина была организована в селе Скобелевка, она состояла из 23 человек.
Интерьер пожарного депо показывает типичный пожарный обоз. В его состав входят телеги и сани с ручными насосами от фирмы "Сонин Пермь", двуколки с установленными на них бочками для воды. Здесь же показаны и другие средства пожаротушения: багры разных размеров, ломы, топоры, ведра, переносные лестницы; на стенах развешана необходимая конская упряжь. Подобные обозы были в крупных селах, там, где создавались пожарные дружины.
АМБАР ДЛЯ ЗЕРНА. 1906 г.
из с. Хохловка Пермского района.
Прямоугольный в плане (13х6,5 м) сруб поставлен на невысокие столбики из местного известняка. Углы рублены в обло с остатком. Вдоль боковых стен отгорожены сусеки для хранения зерна, по четыре отделения (закрома) с каждой стороны. Крыша четырёхскатная с тесовой кровлей по настланным стропилам.
МИХАЙЛОВСКИЙ СОЛЯНОЙ ЛАРЬ. 1880-е г г.
из г. Соликамска.
Редкий образец деревянного промышленного зодчества и памятник истории солеваренного производства в Прикамье конца XIX в. Соляной ларь - бассейн для хранения рассола и его распределения по варницам. Михаиловский соляной ларь - изба на подклете с тесовой двускатной кровлей. Основной "этаж" - глухой деревянный чан, наполняющийся раствором. Выполнен из плотно подогнанных брусьев. Чан стянут специальной конструкцией, чтобы стены не выпучивало.
Ларь весом более 100 т, по предложению пермских реставраторов, перевезен в музей без разборки на барже и установлен в 1975 году.
Автор проекта реставрации - архитектор Т.К. Муксимов.
НИКОЛЬСКИЙ СОЛЯНОЙ АМБАР. 1880-е гг.
из г. Соликамска.
Самая крупная постройка соляных промыслов. Восстановлено три отсека соляного амбара.
Прямоугольный план. Бревенчатые стены разделяют амбар на шесть секций. Стены рублены в обло с остатком, от выпучивания укреплены деревянными стойками, установленными попарно и стянутыми железными хомутами.
Перевезён из города Соликамска, в 1979-1980 гг. проведена сборка и реставрация.
Автор проекта архитектор Т.К. Муксимов.
НИКОЛЬСКАЯ СОЛЕВАРНЯ. 1880-е гг.
из г. Соликамска.
Солеварня - главное производственное здание промыслов. Это квадратный в плане сруб, перекрытый четырёхскатной крышей с деревянной вытяжной трубой посредине. Внутри печь, над которой установлен цирен - металлический противень - жаровня. В ней выпаривали соляной рассол. Над циреном деревянные полати для сушки соли.
Перевезена в музей в 1982 г.
Автор проекта реставрации архитектор Т.К. Муксимов.
ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА. XIX в.
из д. Шихари Очёрского района.
Редкий образец русского деревянного зодчества первой половины девятнадцатого века, последняя в Пермской области ветряная мельница, одновременно является памятником истории сельскохозяйственного производства в Прикамье. Построил ее зажиточный крестьянин К. Рахманов, затем она принадлежала его детям и внукам, а в годы коллективизации перешла в колхоз "Красный боец".
Шатровая мельница с вращающимся оголовьем, рублена "в лапу" восьмёриком от земли.
При помощи системы шестерён, стояка и колёс с пальцами движение ветряка передаётся на жернова.
Размеры наибольшей грани в основании 3,35 м, высота сруба 8,5 м.
Свое необычное название "шатровка" она получила благодаря конструкции основания: восьмигранный сруб, рубленный без остатка, "в лапу", напоминает шатровое завершение северных культовых построек. Сложная конструкция мельницы - шатровки отрабатывалась, оттачивалась веками. По словам известного советского архитектора А.В. Ополовникова, старинные ветряки - "это клад крестьянской премудрости и смекалки", венец крестьянской инженерной мысли. Так как ветер часто менял свое направление, сельские мастера придумали особую конструкцию крыши - оголовье. Его вместе с крыльями можно было повернуть в нужную сторону по отношению к ветру, вокруг своей оси. "Вертели крышу" с помощью специального рычага - хобота. Под напором ветра через сложную систему шестереночных передач и вертикальный вал движение крыльев передавалось на жернова - сердце мельницы.
В 1977 году перевезена из деревни Шихири Очёрского района на территорию музея.
Руководитель проекта реставрации архитектор Г.Л. Кацко.
Работы по реставрации мельницы проходили в 1977-1978 гг. по проекту сотрудника реставрационных мастерских А. Федотова и инженера В.В. Коробейникова. В мельнице на втором ярусе открыта выставка, "Ручная обработка зерна крестьян Прикамья конца XIX-начала XX в." (автор Л.Ю. Семенова, художник Ю.А. Новиньков), которая рассказывает о мукомольном производстве в дореволюционное время. Выставка тематически связана с интерьером, созданным в гумне с овином, привезенном из д. Ошиб Кудымкарского района.
"Плохой камень разорит, хороший обогатит", - говорили в народе. И искали крестьяне вязкий, пористый, мелкозернистый камень - бледно-голубой песчаник.
На нижнем ярусе находится мелющий механизм. Зерно из мешков мельник засыпал в деревянные ковши-воронки, из них оно поступало на жернова и перетиралось. По узкому лотку мука ссыпалась в мучной ларь. В небольшом закутке - чадовке мельник хранил свой рабочий инструмент, мог обогреться в студеный день у небольшой чугунной печки.
РАССОЛОПОДЪЁМНАЯ БАШНЯ. XIX в.
из г. Соликамска.
Перевезена на Усть-Боровской сользавод с Островского завода.
Представляет собой квадратный в плане сруб 9х9 м и высотой 12 м. Перекрыт четырёхскатной кровлей, незамкнутой в коньковой части. Квадратное отверстие в центре кровли делалось для выхода штанги насоса и "глаголя". Устойчивость сруба обеспечена сжимами стен и утонением башни в высоте. Насосный механизм не сохранился, оставлены в интерьере рассольная труба и желоб для подачи рассола.
Бурение скважины продолжалось от 3 до 5 лет. В землю загоняли трубу-матицу из соснового бревна диаметром 62 сантиметра. По ней бадьями поднимали рассол. с XVII века стали применять насосы, для чего над скважиной стали сооружать рассолоподъёмные башни. В пристрое башни ходила по кругу старая слепая лошадь и приводила в действие насос, который высасывал из скважины рассол.
В 1974 г. перевезена на территорию музея.
Автор проекта реставрации архитектор Г.Д. Канторович.
ДОМ УСАДЬБЫ СВЕТЛАКОВА. 1920 г.
из д. Дёма, Кочёвского района
ОХОТНИЧЬЕ СТАНОВИЩЕ. 1996 г.
Особенность этого сооружения состоит в том, что оно не привезено в музей из какого-либо прикамского глухого угла, а специально спроектировано институтом "Спецпроектреставрация" - главный архитектор проекта - Е.Ю. Барановский, г. Москва. Работы по строительству комплекса выполнены ТОО "Майк", г. Пермь.
Охота как древний промысел часто составлял основной источник существования жителей северных районов.
В процессе развития охотничьего промысла исторически сложились определённые типы охотничьих построек, предназначенных для хранения провианта (кладовые - "чамья"), для проживания и ночлега (охотничьи избушки - "пывзен").
Охотничьи становья обычно размещались в глубине леса а их местоположение держалось в тайне, тропинки ведущие к становищу были незаметными. Особенностью охотничьих становий было то, что кладовые для хранения одежды и провизии располагались рядом с охотничьей избушкой, а лабазы для хранения добычи устраивались скрытно на удалении в глухом уголке леса.
Лабаз на одном столбе выполнен из тонких брёвен сосны диаметром около 15 см (нижние венцы) и колотых плах, изготовленных из брёвен большого диаметра, толщиной 10 см. Пол и кровля - из досок (имитация колотого тёса), поверх слоя досок кровля покрыта несколькими полотнищами бересты в нахлёст, а поверх бересты, в качестве гнёта уложены берёзовые жерди, очищенные от коры. Лабаз установлен на спиленном стволе ели диаметром около 40 см. Для защиты от грызунов ствол подрублен, а для залезания вовнутрь в ствол зарублена перекладина. Лаз устроен в задней
части сруба и закрыт изнутри двумя досками, которые можно поднимать и снимать в низ, открывая лаз.
Лабаз на двух столбах "чамья" установлен на двух вкопанных столбах. Верхний сруб выполнен из сосновых колотых полубрёвен диаметром до 20 см. Пол из досок зажат между брёвнами сруба и нижними опорными брёвнами. Лаз, согласно аналогу, устроен в средней части пола и закрывается выдвижной доской. Для залезания вовнутрь столбы соединены врубленными жердями, образующими подобие лестницы. Кровля из двух слоёв колотого тёса, на концах прижатого гнётами из полубрёвен.
Охотничья избушка "пывзен" выполнена из сосновых брёвен. Квадратный сруб 3,3 х 3,3 м. покрыт потолочным накатом из полубрёвен, пол также из полубрёвен приподнят над землёй. Сруб установлен на валунах и пазухи под окладным венцом также заложены валунами. На переднем фасаде верхние брёвна боковых стен выдаются вперёд, образуя залобник над входом.
Кровля крыта колотым тёсом в два слоя, с прокладкой бересты. Тесины положены на бревенчатые клетки, устроенные на потолком, образуя пологие скаты. Внутри избушки - печь-каменка, сложенная из валунов в деревянной клетке - опечье, рядом с ней широкие нары, вдоль противоположной стены - лавка. По стенам устроены крюки и тычки из дерева, вешало из жерди для развешивания шкур, одежды, охотничьего инвентаря. У каменки - пока -наблюдник. Входная однопольная дверь - на вереях.
Навес над очагом-костром состоит из низкого бревенчатого основания, служащего укрытием от ветра, и собственно навеса из жердей, уложенных на перекладину, зарубленную в ствол сухого дерева и в столб, вкопанный с другой стороны бревенчатого основания. Жерди - сухие ели. Под навесом устраивается макет "нодьи" из двух кедровых сушин.
В 1981 году для детализации генерального плана музея "Хохловка" были привлечены специалисты Московского проектного института. Они предложили выделить в составе музея три территориально - этнографические зоны - Коми - Пермяцкий сектор, Северное и Южное Прикамье, и два комплекса: солепромышленный -сооружения Усть-Боровского завода из г. Соликамска (технологическая ячейка) и сельскохозяйственный с амбарами, овином, гумном, мельницами, полями. В основу экспозиции каждого из секторов было положено характерное для того или иного народа, края типологическое поселение, а также объекты, связанные с традиционными занятиями народов: земледелием, охотой, рыболовством, различными промыслами по обработке дерева, камня, металла, глины, кож и т.д. Проведенные исследования позволили архитекторам разработать несколько вариантов размещения будущих секторов и комплексов на территории музея "Хохловка", которые были рассмотрены на научно-реставрационном совете объединения "Росреставрация" в Москве.
Почти у самой Камы, в наиболее живописном природном уголке музея, размещен уникальный архитектурный ансамбль промышленных сооружений, связанных с древним промыслом нашего края - солеварением.
История солеварения в Прикамье насчитывает свыше пяти веков. Первый промысел был основан еще в начале XV века, а с XVI века пермская соль, или "пермянка", становится известной во многих районах Русского государства. Основными районами солеварения в Прикамье были Соликамск, Пыскор, Дедюхин, Ленва, Усолье. Все постройки соляного комплекса вывезены из города Соликамска с Усть-Боровского солеваренного завода, основанного в 1882 году промышленником А.В. Рязанцевым - интересно, что "рязанцевские солеварни" закрылись недавно, в январе 1972 года.
Здесь сосредоточен весь технологический процесс получения соли: от выкачивания рассола из скважины до погрузки. Рассол выкачивали из-под земли. Для этого сооружали скважину, бурение которой продолжалось от 3 до 5 лет. В землю загоняли трубу-матицу из соснового бревна диаметром "с край на край аршин без двух вершков" - 62 сантиметра! По ней бадьями поднимали рассол. С XVII в. стали применять насосы - над скважиной появился сруб рассолоподъемной башни, прототипом которой, как полагают некоторые исследователи, послужила башня крепостная.
Комплекс вывезен на барже из Усть-Боровского солеваренного завода Соликамска, где еще в XV веке варили знаменитую во всем мире соль-пермянку. Авторы проекта реставрации архитекторы Г.Д. Канторович, Г.Л. Кацко, Т.К. Муксимов. Соляной комплекс включает несколько построек: 12-метровую рассолоподъемную башню, соляной ларь-отстойник, в который по деревянным трубам самотеком переливался рассол. Ларь весом более 100 т, по предложению пермских реставраторов, перевезен в музей без разборки. Из ларя рассол поступал в варницу, внутри которой расположена печь, а над ней на цепях укреплялся цирен - чугунная сковорода, где и выпаривался рассол. Длина соляного амбара составляет 28 м. Амбары ставили на "ряжи" - бревенчатые клети, которые предохраняли соль от намокания во время разлива реки, - и делили на отсеки - закрома, куда соль загружали сверху.
Согласно проекту, Коми-Пермяцкий сектор размещается у входной зоны на месте нынешней д. Гора. В него входят 5-6 крестьянских усадеб, в том числе усадьба зажиточного крестьянина и изба бедняка, зимовье охотника и другие объекты.
Выше размещается сектор "Северное Прикамье" с уникальными деревянными постройками, замечательными образцами жилой архитектуры. В основу планировочной структуры русского поселения принята застройка с. Янидор Чердынского района. Здесь предусмотрен показ транспортных средств - лодок, барж, телег, саней, волокуш, которые широко применялись в хозяйстве северных народов.
Ядро сектора "Южное Прикамье" составляют колокольня, привезенная из с. Сыра, островерхий шатер которой виден издалека, и Богородицкая церковь из с. Тохтарево (рублена в 1694 году), покоряющая своей красотой и изяществом. Оба памятника вывезены из Суксунского района и установлены на самой высокой точке полуострова. Вокруг них разместятся усадьбы, хозяйственные сооружения. В этой части музея будут широко представлены крестьянские ремесла и промыслы, найдут отражение культура и быт не только русского, но и татарского и других народов.