Вы видите на этих снимках, что ребята подложили ДСП под ноги. Это оттого, что исполняемые ими па опасно делать на кафеле. Случайно так вышло, что я в курсе дела. Cейчас еще сохранились на Канарах представительства русских и русско-испанских рыболовных фирм, а в 80-х это были мощные ремонтно-снабженческо-транспортные структуры. Единовременно в Лас-Пальмасе и Санта-Крусе околачивались сотни наших моряков по случаю ремонтов, прилётов или вылетов отсюда в Союз. Отношения с испанцами складывались нормально, уважительно, и не в последнюю очередь благодаря всем этим парткомам или как их там, которые вели работу среди давно вышедших из детского возраста рыбаков. Разъясняли, например, что тут сильно напиваться в кабаке, в отличие от более северных стран, не принято. И что всякие глупости тут предосудительны, и квартала такого, как в Амстердаме, нет. И, конечно, старались загрузить либо работой, либо организованным досугом типа экскурсий. Благо глянуть есть на что. Удачной выдумкой было приглашение на суда местных артистов на предмет песен и танцев. Узнав об их надвигающемся визите, моряки откладывали кабаки на потом. Однажды и я застал такое дело. Вспоминая это сейчас, специально спрашиваю ветеранов, а при какой погоде у вас были артисты, и делаю вывод, что эти тонкие люди специально выбирали лишь безветренные вечера. Не признавали бетонных причалов, шли на деревянные палубы. Взгромоздившись на борта и надстройки, зрители впивались взором в артистов – вот точно, артистов, не просто танцоров. У нас танцующие улыбаются, ирландцы отбивают джигу с каменным выражением, а здесь участвуют не только веер, юбка, гитара, кастаньеты, здесь они еще и танцуют лицом. Тут какая-то симфония жестов и мимики, и пусть это непонятно, но красиво. Да даже и зрителей так увлекало, что и пальцами постукивали, и в лице синхронно менялись, и никто не думал, само собой, что может быть чем-то нарушен этот волнующий ритм. На траловой палубе есть небольшой бетонный квадрат с совсем меленькой железякой на случай экстренного перерубания ваера. Этого участочка и не видно, он ближе к краю. Бесшумно рядом прошёл буксир, поднял волну, и как раз каблучки девушки попали на бетон и заскользили. Чем думали в этот момент бывшие рядом огромные рукастые матросы, почему не вышли из зрительской завороженности? Скорее всего, привыкшие танцевать на мокрой уходящей из под ног палубе, они просто не осознали, что танцовщице грозит опасность. Героем вечера стал невзрачненький моторист, коршуном перехвативших тонкую талию уже у самого слипа. На этих сеансах моряки всегда сидят тихо. Знают – не понравится артистам шум – отбудут номер и не станут выходить на бис. Но тут все как-то резко прониклись друг к другу симпатией, загалдели, девушка взялась учить моториста нацпередвижениям, местный танцор позвонил насчёт ящика вина, команда не осталась в долгу, приехали за дочкой предки и тоже тормознулись до нашего отхода, в который провожала под утро уже целая толпа. Клоню к тому, что там танец был органичен. Его ждали, им любовались, от него не отвлекались, природа благоприятствовала, происшествие обострило восприятие. Другое дело привлечение танцем покупателей, глядящих мимоходом, равнодушно. Могут и помешать, проталкиваясь к стеллажу с бутылками. Зрителей почти не было. Мелькнуло в голове – а может, люди специально не подходят, давая понять, что тут неуместно. Иисус изгнал торговцев из храма. Не мешало бы и Меркурию изгнать танцоров.
|