День флота неспроста празднуется, эта часть вооруженных сил неплохо функционировала почти всегда. Исключение – Цусима, но эскадра не могла действовать столь же успешно, как “Варяг” и другие крейсера дальневосточного базирования, ибо снаряды после перехода в раскаленных тропиками трюмах отказались взрываться. Под парусами у нас были Гангут, Чесма, Синоп. В 1-ю мировую немецкое командование запретило своим кораблям связываться с русскими, если соотношение сил менее 3:1. Только флот встретил 22.06.1941 без потерь и уже 26-го высадил десант на румынском берегу. В послевоенных походах флот непосредственно контактировал с вероятными противниками. Редко обходились без инцидентов, и не только в Средиземке и Карибах. Даже на Балтике случались рисковые маневрирования, видел. Последний известный нам случай конфронтации мы уже обсуждали с некоторыми форумчанами. Возможно, он заинтересует и других. Речь о ситуации в конце 80-х. После общего ослабления наших вооруженных сил американцы начали наглеть. В Чёрном море, в которое они прежде не совались, стали бесцеремонно нарушать границы наших территориальных вод. 12 февраля 1988 у Севастополя американские крейсер ”Йорктаун” и эсминец “Кэрон” легли на курс в наши терводы. Скорость 14 узлов. До тервод 7 миль. На перехват выходят СКР “Беззаветный” и “СКР-6”. Это сторожевики значительно меньшего водоизмещения, чем крейсер и эсминец. Выдержки из текста начальника штаба ЧФ: “… торпеды в боеготовом состоянии, на артустановки поданы патроны до линии заряжания в казенники, десантные взводы в готовности по местам расписания. Правые якоря вывешены из клюзов. На мостике "Беззаветного" Михеев … управляет кораблями группы, Богдашин управляет маневрами корабля, переводчик осуществляет связь с американскими кораблями. Сблизились с крейсером на дистанцию 40, потом 10 метров ("СКР-6" то же с эсминцем). На палубу крейсера, надстройки высыпали матросы и офицеры с видеокамерами, — хохочут, машут руками, делают, как это принято у американских моряков, непристойные жесты. На крыло ходового мостика вышел командир крейсера. Богдашин сманеврировал таким образом, что первый удар пришелся по касательной под углом 30 град. к левому борту крейсера. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. На мгновение корабли оказались как бы в огненном облаке, после чего за ними некоторое время тянулся шлейф дыма. При ударе наш якорь одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. От удара СКР отбросило от крейсера, форштевень нашего корабля пошел влево, а корма стала опасно приближаться к крейсеру. На крейсере сыграли тревогу, личный состав ринулся с палуб вниз, командир крейсера бросился внутрь мостика. Он на какое-то время потерял управление крейсером, и тот от удара отвернул вправо, что увеличило опасность его навала на корму "Беззаветного". Богдашин, скомандовав "право на борт", увеличил ход до 16 узлов, что позволило отвести корму от крейсера, но одновременно и крейсер довернул влево на прежний курс, — после этого и произошел следующий более мощный навал, вернее таран крейсера. Удар пришелся в район вертолетной площадки. Острый форштевень с полубаком СКР, образно говоря, влез на крейсерскую вертолетную палубу и с креном 15-20 град на левый борт стал крушить своей массой и вывешенным из клюза якорем все, что ему попадалось, постепенно сползая в сторону крейсерской кормы: порвал обшивку борта надстройки, срубил леера вертолетной площадки, разломал командирский катер, сполз на палубу юта и тоже снес все леера со стойками. Затем зацепил пусковую установку ПКР "Гарпун", — казалось, что еще немного и установка будет сдернута с ее крепежа к палубе. Но в этот момент, зацепившись за что-то, якорь оторвался от цепи и, как мячик (3,5 тонн весом!), перелетев через палубу крейсера с левого борта, рухнул в воду за его правым бортом, чудом не зацепив никого из находившихся на палубе матросов аварийной партии крейсера. Из четырех контейнеров установки ПКР "Гарпун" два были разломаны пополам вместе с ракетами, их оторванные головные части свисали на внутренних кабелях. Еще один контейнер был погнут. Наконец полубак СКР сполз с кормы крейсера на воду, мы отошли от крейсера и заняли позицию в расстоянии 50 метров, предупредив, что повторим навал, если американцы не выйдут из тервод. В это время на палубе крейсера наблюдалась странная суета личного состава аварийных партий (все негры): растянув пожарные шланги и слегка попрыскав водой разломанные ракеты, которые не горели, матросы эти шланги и другие противопожарные средства вдруг стали спешно затаскивать во внутренние помещения корабля. Как позднее выяснилось, начался пожар в районе погребов ПКР "Гарпун" и противолодочных ракет. Через некоторое время получаю доклад от Михеева: "Кэрон" отвернул с курса и следует на меня, пеленг не меняется" — то есть идет на столкновение. Передаю Михееву: "Переходи на правый борт крейсера и прикрывайся им". Но "Кэрон" подошел к Михееву на расстояние 50 метров с левого борта и лег на параллельный курс. Справа на таком же расстоянии и тоже параллельным курсом следовал крейсер. Американцы начали на сходящихся курсах как бы зажимать СКР в клещи. Михеев приказал зарядить реактивные установки РБУ-600 (американцы это видели) и развернуть их на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца. Американцы отвернули. В это время на крейсере стали готовить к вылету пару вертолетов. На доклад Михеева передаю: "Сообщите американцам — вертолеты в случае подъема будут сбиты (корабли находились в наших терводах). Одновременно передал приказание на КП авиации флота: "Поднять дежурную пару штурмовиков! …Но ОД авиации докладывает: "В близлежащем к мысу Сарыч районе отрабатывает задачи группа десантных вертолетов. Предлагаю вместо штурмовиков выслать пару вертолетов, — это быстрее, к тому же они задачу "противодействия взлету" выполнят более эффективно”. Михеев передал американцам, что будет с вертолетами, если их поднимут. Не подействовало, лопасти винтов закрутились. Но в это время над американцами прошла, сделав несколько кругов и демонстративно зависая несколько в стороне, пара Ми-26 с полной подвеской бортового оружия. Это подействовало, — американцы вертолеты заглушили и закатили в ангар. «Беззаветный» увеличил скорость и дал «круг почёта» вокруг «Йорктауна» и «Кэрона». «Йорктаун» казался мёртвым – ни одного человека на палубах и мостиках не было. Американцы двинулись на юг под контролем новой группы наших кораблей. Через сутки "побитые" корабли 6 Флота США покинули Черное море”
|